03.03.2022
Эксперты считают, что в ближайшие несколько лет блокчейн станет ведущей технологией взаимодействия между контрагентами в цепочке промышленного производства. Компании оперируют таким огромным количеством элементов, механизмов и товаров, что отследить их перемещение более традиционными способами очень сложно, а с помощью DLT можно будет фиксировать цифровой след каждого винтика (буквально).
Блокчейн помогает нефтегазу сократить издержки на ведение документооборота, на контроль качества и выявление контрафакта, на внедрение системы безопасности. Так, например, каждая компания проводит собственные измерения качества поставляемой продукции на всех этапах – от скважины до бензоколонки – и использует собственное, весьма недешевое оборудование. Подключение измерительных приборов к DLT-сети делает данные о качестве сырья прозрачными для всех контрагентов, что позволяет исключить дублирование оборудования.
Среди российских компаний собственную блокчейн-систему Smart Fuel для авиационного топлива разработала «Газпром нефть».
Эксперты предлагают активнее внедрять блокчейн в работу возобновляемых источников энергии (солнечных и ветровых станций), это поможет гибко управлять системой. Например, владельцы ветряков и солнечных панелей объединяются в микросеть с доступом к центральной информационной сети. Заранее фиксируются правила генерации, передачи и сохранения электроэнергии (условно говоря, в 7:30 ожидается пик потребления, поэтому все источники генерации включаются в работу, а все накопители к этому времени должны быть заполнены, чтобы в случае необходимости компенсировать нехватку ветра или солнца). При наступлении определенных условий система автоматически запускается в работу.
Известно, что в 2019 году блокчейн-лабораторию запустила Toyota. Компания изучает возможности идентификации клиентов и автомобилей, мониторинга поставок, перевода активов в цифровой формат, чтобы активнее привлекать финансирование, и обмена данными между автомобилями. Подобный проект в 2020 году начала и General Motors, компания даже запатентовала технологию навигационной карты на блокчейне. Сенсоры в автомобиле во время движения собирают данные о местности и сопоставляют их с уже существующими картами.
В этой сфере основная задача DLT, очевидно, обеспечить эффективность и прозрачность поставок сырья и конечной продукции, в том числе подтверждение качества. Кроме того, технология помогает автоматизировать документооборот и снять проблемы, связанные с потерей документов или попытками мошенничества: подменой партии товара или ее хищением.
Здесь прежде всего важны такие параметры, как безопасность продукции и соответствие маркировке. Например, органическая или халяльная пища требует организации особых условий производства. Однако где гарантии, что каждая единица продукции действительно соответствует требованиях качества? DLT помогает эту проблему решить, поскольку каждый этап производства фиксируется в сети. Условно говоря, можно проследить перемещение мешка морковки от конкретной фермы и до конкретного магазина. Одновременно в системе фиксируется и передвижение других продуктов, и, если вдруг на каком-то этапе органическая морковка встретится с «азотным» помидором (например, в цехе для приготовления соусов), эта информация будет зафиксирована и доступна всем.
По расчетам аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC), внедрение технологии за ближайшие 5 лет принесет мировой экономике 1,76 трлн долл. и создаст более 40 млн рабочих мест к 2030 году. При этом эксперты считают, что лидером станет Китай. В России, кроме «Норникеля» и «Газпром нефти», еще несколько компаний из разных отраслей внедряют блокчейн: S7 Airlines продает билеты через децентрализованную сеть, Сбербанк разрабатывает проекты для ипотечного кредитования, факторинга, страхования на блокчейне.
Использованы материалы crypto.ru